Сергей Собянин: Москва готовится к переходу на новый стандарт экстренной медицинской помощи

Сергей Собянин: Москва готовится к переходу на новый стандарт экстренной медицинской помощи

1783
11 минут
Сергей Собянин: Москва готовится к переходу на новый стандарт экстренной медицинской помощи
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Программа будет реализована в шести городских больницах. Внедрение нового стандарта значительно улучшит ситуацию в здравоохранении в целом.

Сергей Собянин обсудил с главными врачами крупнейших городских многопрофильных больниц проект нового стандарта экстренной помощи. Встреча прошла в одном из корпусов резервного госпиталя в Сокольниках, который переоборудовали в образовательный полигон для подготовки команд скоропомощных комплексов городских больниц.

По итогам встречи было принято решение о реализации программы улучшения экстренной помощи в шести городских больницах — НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Боткинской больнице, ГКБ № 15 имени О.М. Филатова, ГКБ имени В.М. Буянова, ГКБ имени В.В. Вересаева и ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова.

Стационары для размещения скоропомощных комплексов выбраны таким образом, чтобы максимально сократить время подвоза экстренных пациентов из любого района Москвы.

«В Москве ежегодно в стационары госпитализируется около 1,4 миллиона человек в наши больницы. Из них миллион человек привозят машины скорой помощи. И люди самостоятельно приходят, обращаются в связи с необходимостью экстренной помощи. От того, как будет оказана экстренная помощь — а это происходит в приемных отделениях больниц, — во многом зависит здоровье, жизнь пациента. Большинства пациентов. Каждая минута в приемном отделении, каждый алгоритм, правильное ведение пациента, правильная диагностика, своевременное направление в ту или иную палату или оказание экстренной помощи, вплоть до операционного вмешательства, — от этого зависит очень многое в нашем здравоохранении», — отметил Мэр Москвы.

Современные скоропомощные комплексы в шести городских больницах представляют собой полноценные стационары с приемным отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц современного оборудования. Всего в 2023–2024 годах будет введено более 600 суперсовременных коек, половина из которых — реанимационные.

На территории больниц, где строятся скоропомощные корпуса, уже есть либо будут построены в ближайшее время вертолетные площадки для приема санитарного авиатранспорта.

В скоропомощных комплексах пациенты будут проводить от нескольких минут до суток. Здесь их обследуют, поставят диагноз, окажут всю необходимую срочную помощь, при необходимости прооперируют. А затем — в зависимости от состояния — либо переведут в профильное отделение для продолжения лечения, либо выпишут.

По расчетам специалистов, новые комплексы позволят оказывать своевременную и эффективную помощь около полумиллиону человек в год, поступающих в больницы Москвы с состояниями, требующими экстренной или неотложной помощи.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Скоропомощные комплексы строят по индивидуальным проектам. Специалисты учитывают сложившийся архитектурный облик клиник. Однако в то же время оказание экстренной помощи в них будет организовано по единому стандарту, разработанному медицинскими специалистами города Москвы.

Сергей Собянин уточнил, что внедрение нового стандарта, который отрабатывается сегодня в Москве, значительно улучшит ситуацию в здравоохранении в целом.

Новый стандарт экстренной помощи

Новый стандарт экстренной помощи основан на шести ключевых пунктах.

  • Единые медицинские алгоритмы.

Практикующие врачи, медсестры и профильные эксперты разработали 87 пошаговых алгоритмов, которые охватывают 96 процентов всех поводов для обращения за экстренной помощью. Алгоритмы описывают действия всех членов команды скоропомощного комплекса (врачей, медсестер) с момента доставки пациента в приемное отделение и до начала лечения — проведения операции, реанимационных мероприятий и оказания другой помощи, — включая сроки и последовательность диагностики и неотложных манипуляций.

Каждый алгоритм будет отрабатываться до автоматизма на симуляционном оборудовании на специально созданном образовательном полигоне, чтобы в реальной клинической практике члены команды действовали максимально слаженно и эффективно. Кроме того, использование единых алгоритмов позволит новым работникам максимально быстро включаться в работу любого из скоропомощных комплексов.

  • Высокий профессионализм и умение работать в команде.

Высокий профессионализм каждого сотрудника, чувство локтя, взаимовыручка и поддержка — залог успешной работы команды. Для комплектования штата скоропомощных комплексов Правительство Москвы впервые организует открытый конкурсный отбор из примерно двух тысяч сотрудников — от администраторов до нейрохирургов. После прохождения процедуры отбора их ждет уникальная программа обучения на базе образовательного полигона в Сокольниках.

Помимо формирования профессиональных компетенций стандарты обучения будут включать развитие и совершенствование командной работы, а также коммуникативных навыков по отношению к пациентам, их родственникам и коллегам.

  • Единый стандарт оснащения оборудованием.

В скоропомощные комплексы поставят более 10 тысяч единиц новейшего медицинского оборудования экспертного класса: компьютерные и магнитно-резонансные томографы, аппараты ультразвуковой, рентгеновской, эндоскопической, ангиографической и лабораторной диагностики. Здесь будут применены уникальные технологические решения для отделений реанимации и многое другое.

В комплексах будет организовано около 60 высокотехнологичных операционных, часть из которых — уникальные гибридные — не имеет аналогов в России. А возможности для проведения сложнейших травматологических, хирургических, сосудистых, нейро- и кардиохирургических вмешательств вырастут в несколько раз.

  • Современные стандарты организации медицинской помощи.

Маршрутизация пациентов скоропомощных комплексов будет организована по принципу триажа — сортировки. В зависимости от состояния потоки людей разделят на три категории: красную (пациенты, требующие реанимационной помощи или операции), желтую (пациенты, требующие непосредственного наблюдения) и зеленую (относительно стабильные пациенты).

Больных красной категории будут мгновенно направлять в реанимацию или на экстренную операцию.

Оказание помощи пациентам желтой и зеленой категорий будет устроено по принципу «врач — к пациенту», когда после быстрого оформления в приемном отделении человека размещают в диагностическом зале и все дальнейшие осмотры и процедуры проводятся непосредственно у кровати больного. На месте выполнят комплексную диагностику, возьмут анализы, сделают перевязку или снимут электрокардиограмму.

Для проведения сложных диагностических исследований (КТ, МРТ) или операции пациента перевезут в соседнее помещение под наблюдением медицинского персонала. Самостоятельное хождение пациентов по кабинетам и тем более ожидание под дверью, как это часто происходило раньше, будет полностью исключено.

Удобная и интуитивно понятная система навигации поможет легко сориентироваться бригадам скорой помощи, пациентам, их родственникам и персоналу.

Организация помощи по принципу «врач — к пациенту» прошла проверку в приемных отделениях нескольких городских больниц и показала очень хорошие результаты.

Цифровая система распределения пациентов по цветовым категориям в зависимости от тяжести состояния уже внедрена в ряде медицинских организаций города.

  • Передовые цифровые решения.

Скоропомощные комплексы будут работать в безбумажной цифровой среде. Специалисты получат доступ к медицинской документации пациентов в электронном виде еще до прибытия бригады скорой помощи. Для принятия клинических решений можно будет воспользоваться цифровым помощником врача — системой, действующей на основе технологий искусственного интеллекта. А в сложных случаях может быть проведен телемедицинский консилиум с участием ведущих специалистов-реаниматологов, который организует центр критических состояний Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова.

Для получения консультации врач, находящийся рядом с пациентом, надевает специальный шлем дополненной реальности, создающий эффект присутствия для консультантов. Они видят пациента как бы своими глазами и могут дистанционно оказывать помощь коллегам.

Эти технологии также прошли апробацию в системе здравоохранения Москвы, в том числе в ковидных госпиталях во время пандемии, и уже успешно реализованы в реанимациях городских больниц.

  • В центре внимания — пациент.

Экстренная госпитализация — это огромный стресс для пациента и его близких. Поэтому снижение уровня боли, тревоги и страха так же важно для скорейшего выздоровления, как и квалифицированная помощь врачей.

В скоропомощных комплексах сделают просторные, максимально открытые помещения в спокойной цветовой гамме, в которых будет мягкое рассеянное освещение. Каждый элемент дизайна призван сделать пребывание здесь психологически комфортным, насколько это возможно, для находящихся в стрессе людей. Территорию рядом с комплексами озеленят.

На всех этапах пребывания в стационаре пациенты будут получать обезболивание по самым современным протоколам.

Впервые в команде стационаров будут работать социальные координаторы. Они возьмут на себя немедицинские функции, которые ранее ложились на плечи врачей и медицинских сестер. Например, они:

— помогут освоиться в новой незнакомой обстановке и ответят на возникающие вопросы;

— помогут собрать необходимую информацию о пациенте (место жительства, телефоны родственников) и определиться с потребностью в социальной помощи после выписки. В первую очередь это касается бездомных, одиноких, пожилых, инвалидов, многодетных, матерей-одиночек, иностранцев и других пациентов. При необходимости информация о таких пациентах будет передана в центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки, Пенсионный фонд, органы соцзащиты, посольства иностранных государств, а также другие ведомства и службы, которые должны решать проблемы этих людей;

— займутся решением внезапно возникших проблем: заберут детей из школы, позвонят ближайшим родственникам или организуют временное устройство питомца, если он остался дома один;

— при необходимости в день выписки из стационара социальные координаторы помогут вызвать такси;

— первыми окажут моральную помощь и поддержку в наиболее сложных психотравмирующих ситуациях, с которым сталкивается пациент и особенно близкие ему люди.

А если этого будет недостаточно, то на помощь придут профессиональные психологи — сотрудники Московской службы психологической помощи населению.

Социальные координаторы и профессиональные психологи оказали огромную поддержку пациентам в ковидных госпиталях. Теперь этот опыт будет распространен на скоропомощные комплексы Москвы.

Впервые в практике московского здравоохранения специальные условия будут созданы для близких и друзей пациентов: в скоропомощных комплексах будут обустроены комфортные комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки и кафе.

Близкие смогут получить максимум информации о состоянии пациента, планируемых манипуляциях, перспективах выписки домой или перевода в другие отделения. Функции операторов специальных контакт-центров возьмут на себя сотрудники органов социальной защиты. Эта практика также была отработана в период пандемии, и сегодня подобные социальные контакт-центры уже действуют в шести стационарах Москвы.


Полигон для тренировки скоропомощных бригад в Сокольниках

Тренировочный полигон для отработки единых алгоритмов действий скоропомощных команд в соответствии с новым стандартом экстренной помощи был создан в корпусе А резервного госпиталя конгрессно-выставочного центра «Сокольники» (5-й Лучевой просек, дом 7, строение 1).

«Для того чтобы обучить команды тому опыту, который мы уже накопили, — международному опыту, новому стандарту — создали уникальный полигон для отработки алгоритмов оказания экстренной помощи. Чтобы команды, которые будут в новых больницах работать, отточили здесь полностью навыки в соответствии с новым стандартом, взаимодействие и, конечно, что немало важно, душевное, внимательное отношение к пациенту», — рассказал Сергей Собянин.

Полигон площадью более четырех тысяч квадратных метров организован в соответствии с основными принципами медицинской логистики и зонирования будущих скоропомощных комплексов. В частности, в нем созданы зона триаж, противошоковые палаты, реанимационное отделение и палаты пробуждения, малая операционная, смотровые зоны зеленого и желтого потоков, экспресс-лаборатория, изолятор и санпропускник. Помимо этого, там оборудованы кабинеты профильных специалистов (лор, гинеколог, офтальмолог, уролог), кабинеты челюстно-лицевой хирургии, бронхоскопии, гастроскопии, колоноскопии, УЗИ, КТ/МРТ и рентген-кабинет. Также в здании есть лекторий, симуляционный, вспомогательные и учебные залы.

Для тренировок используют более 200 единиц медицинского и симуляционного оборудования, включая такое, которое имитирует уникальные гибридные операционные, диагностическое оборудование — аппараты КТ и МРТ, ИВЛ и наркозно-дыхательные аппараты.

Рабочие места на полигоне подключены к единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), единому информационному радиологическому сервису (ЕРИС), АС-стационару и другим информационным системам для обучения работе в электронной среде со всеми видами медицинской документации.

Во время тренировок команды врачей и медсестер будущих скоропомощных комплексов до автоматизма отработают все действия в соответствии с новым стандартом оказания экстренной помощи. В частности, они должны будут освоить протокол медицинской оценки состояния пациентов, реализацию концепции «врач — к пациенту» и многое другое. В отработке навыков учитываются мельчайшие детали: с какой стороны подойти к пациенту, как подать инструмент, по какому маршруту направить. Отдельное внимание уделят взаимодействию с сотрудниками службы соцзащиты (социальными координаторами) по вопросам организации пребывания и маршрутизации социально незащищенных граждан.

Также совместно с экстренными медицинскими службами — центром медицины катастроф, центром критических состояний Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова — будут отрабатываться алгоритмы действий при массовом поступлении пациентов.

Специальная система видеонаблюдения позволит контролировать и координировать все этапы образовательного процесса на тренировочном полигоне. Лекции и теоретические занятия будут проводить наиболее опытные преподаватели из числа практикующих медицинских специалистов. Также в рамках обучающей программы пройдут брифинги по постановке задач, анализу лучших практик и работе над ошибками.

Операционное управление, эксплуатацию полигона и учебный процесс обеспечит Кадровый центр Департамента здравоохранения города Москвы. 

В настоящее время образовательная программа находится в стадии разработки. Предполагается, что в каждой группе будут обучаться по 25 человек. Одновременно на тренировочном полигоне может работать до четырех групп. Ожидается, что обучение медработников скоропомощных бригад на образовательном полигоне в Сокольниках начнется до конца 2022 года.




Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
  • Комментарии
Загрузка комментариев...