От вызова до спасения жизни: как работает скорая помощь Москвы

От вызова до спасения жизни: как работает скорая помощь Москвы

730
7 минут
От вызова до спасения жизни: как работает скорая помощь Москвы
Врачи столичной скорой помощи в День медицинского работника рассказывают, как они помогают москвичам. Диспетчерам важно выслушать и понять позвонившего, членам бригады — оказать оперативную помощь, а специалистам центра критических состояний — дать рекомендации врачам.

Столичная система здравоохранения непрерывно развивается. В медицине используют все больше цифровых технологий, которые позволяют врачам оказывать помощь на самом высоком уровне. Однако главными в этой системе, как и прежде, остаются люди — профессионалы, которые первыми приходят на помощь.

«Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова — крупнейшая в городе медицинская организация, в которой трудятся свыше 12 тысяч профессионалов своего дела. В городе равномерно развернуто 60 подстанций скорой помощи. Каждые сутки бригады совершают более 12 тысяч выездов, это свыше 4,5 миллиона в год. Среднее время прибытия на все вызовы в экстренной форме — 10,4 минуты. У наших врачей, фельдшеров, медицинских сестер есть самое современное оборудование, о котором 10 лет назад можно было только мечтать. Кто бы мог подумать, что на догоспитальном этапе лечения бригады скорой помощи в экстренных ситуациях будут проводить УЗИ пациенту или биохимический анализ крови», — отмечает Николай Плавунов, главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова.

Николай Плавунов, главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова
Николай Плавунов, главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова

В День медицинского работника врачи скорой и неотложной медицинской помощи рассказывают, как им помогает искусственный интеллект и дополненная реальность, а также почему даже профессионалам иногда необходимо мнение со стороны.

Ответ за две секунды

Путь скорой медицинской помощи начинается с обычного звонка. В экстренной ситуации москвичам нужно звонить по номеру 103. Среднее время ответа диспетчера — две секунды (в период обострений сезонных заболеваний — четыре-пять секунд).

«Диспетчер опрашивает позвонившего по специальному алгоритму. Для каждого состояния пациента есть свои вопросы, выявляющие риски. Готовиться к звонку горожанам не нужно. Если есть угроза жизни, то не спросят даже паспортные данные, только пол, примерный возраст и адрес», — рассказывает Андрей Ольшевский, врач оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова.

Андрей Ольшевский, врач оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова
Андрей Ольшевский, врач оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова

Ответы пациента фиксируют в специальной системе. Потом их анализирует искусственный интеллект, который и определяет экстренность вызова. Если заявка без угрозы жизни, она передается на подстанцию, а затем распределяется на ближайшую бригаду скорой помощи. При необходимой экстренной помощи заявка отправляется сразу бригаде.

Благодаря спутниковой навигации ГЛОНАСС диспетчер видит на карте все машины и точку вызова, поэтому легко может выбрать ближайшую команду медиков.

«Задача диспетчера — понять, что происходит на том конце провода, с чем обращается абонент, как ему помочь. У нас проводится регулярное обучение: и по работе в программе, и по функциям телефона (конференц-связь, соединение, переключение), и по коммуникациям. Самое главное — это развитие навыков общения, особенно со сложными пациентами, с теми, кто отказывается предоставлять информацию или звонит в агрессивном состоянии», — добавляет Андрей Ольшевский.

За сутки один диспетчер принимает в среднем от 200 до 400 обращений. Иногда приходится отвечать и на нестандартные вопросы.

«Звонят по совершенно разным поводам. Например: приехали из роддома, что делать с ребенком? Или: какие нужно иметь заболевания, чтобы ребенок не пошел в армию? В таких случаях мы тоже разговариваем, подсказываем, куда можно еще обратиться», — говорит врач.

Портативное УЗИ и биохимический анализ крови

Евгений Данилов, заместитель главного врача по медицинской части с возложением обязанностей по руководству региональным объединением № 3, врач-анестезиолог-реаниматолог работает на станции скорой помощи уже 15 лет. Он контролирует работу шести подстанций и одного отделения неотложной медпомощи взрослым и детям в СВАО и сам ездит на вызовы к тяжелым пациентам. По его словам, с информационной поддержкой и современным оснащением медикам стало гораздо удобнее работать.

Евгений Данилов, заместитель главного врача по медицинской части с возложением обязанностей по руководству региональным объединением № 3, врач-анестезиолог-реаниматолог. Фото М. Денисова. Mos.ru
Евгений Данилов, заместитель главного врача по медицинской части с возложением обязанностей по руководству региональным объединением № 3, врач-анестезиолог-реаниматолог. Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, бригада скорой помощи получает заявку через планшет — он есть в каждой служебной машине. Устройства подключены к единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). Врачи еще на пути к пациенту могут посмотреть его электронную медицинскую карту, изучить историю болезни и прошлые назначения.

В планшете доступна дополнительная информация: клинические рекомендации и стандарты оказания помощи. Также есть возможность вызвать экстренную помощь. Например, если общепрофильная бригада сталкивается с клинической смертью на вызове, то им необходим реаниматолог.

«Для этого не надо звонить диспетчеру, достаточно нажать кнопку на планшете, автоматически сформируется наряд и поступит диспетчеру. Он увидит, что медикам требуется помощь, направит реанимационную бригаду», — рассказывает Евгений Данилов.

Врачам скорой помощи помогает не только цифровизация, но и современное оборудование и большая аптечка. При этом набор лекарств и аппаратуры, которые есть в распоряжении бригад, регулярно обновляется.

Из новинок — устройства, которые сами делают массаж сердца, современные аппараты искусственной вентиляции легких (такие же, как и в стационарах), портативные УЗИ-аппараты. Последние могут сделать экстренный снимок, который врач увидит на планшете. Если необходима помощь врача-консультанта, этот снимок можно передать в центр критических состояний.

Также в машинах установлены портативные капнографы, измеряющие уровень выделяемого углекислого газа, и клинические газоанализаторы — они делают биохимический анализ всего по одной капле крови. Результат доступен врачам уже через 1,5 минуты.

«Для бригад есть стандарт оснащения с перечнем оборудования и лекарств. Если чего-то не хватает, то бригада не может выйти на линию. На подстанциях всегда есть резервное оборудование, чтобы заменить, если что-то выйдет из строя. Препараты, которые израсходовали во время вызовов, тоже получают на подстанциях», — говорит Евгений Данилов.

Чтобы эффективно обращаться с новым оборудованием и грамотно применять совершенствующиеся алгоритмы оказания помощи, медицинские бригады проходят постоянное обучение. Ежемесячно на образовательном портале медики отрабатывают по два-три модуля и сдают тесты. Также практически на всех подстанциях есть методические кабинеты с симуляционным оборудованием. На реанимационных манекенах можно отработать основные манипуляции, которые необходимы в работе. А на подстанции № 9 открыт симуляционный центр. Для сотрудников сделали имитацию кареты скорой помощи, в которой тоже можно отрабатывать навыки.

Консилиум онлайн

В сложных ситуациях бригада может обратиться в центр критических состояний. Это городской консультативный центр анестезиологии-реаниматологии, который помогает специалистам отделений реанимации и интенсивной терапии стационаров и бригадам скорой помощи. Консультанты — профессиональные врачи могут дать рекомендации по лечению тяжелых больных. При необходимости к вопросу подключаются ведущие медики, главные врачи больниц и главные внештатные специалисты.

«Существует перечень состояний особого контроля. Это ситуации, когда состояние человека очень нестабильно и обязательно требует вмешательства специалистов, пациент находится между небом и землей, — говорит Ольга Шацкова, заведующая городским консультативным центром критических состояний. — Проведение консилиума, получение второго мнения ― обычная практика в медицинской среде, коллеги могут заметить то, что не увидит один специалист».

Ольга Шацкова, заведующая городским консультативным центром критических состояний. Фото Е. Самарина. Mos.ru
Ольга Шацкова, заведующая городским консультативным центром критических состояний. Фото Е. Самарина. Mos.ru

В центре установлены компьютеры, подключенные к ЕМИАС. Также работать помогает система «Удаленный помощник», шлем дополненной реальности, при помощи которого врач-консультант может детально осмотреть пациента.

Специалисты центра критических состояний также решают логистические задачи, когда пациента нужно перевести в другую больницу. Они оценивают, перенесет ли пациент транспортировку и какая необходима предварительная подготовка.

С 1 июня в центре круглосуточно работает врач-токсиколог. Он оказывает помощь как стационарам и бригадам скорой помощи, так и самим москвичам. Консультацию врача-токсиколога можно получить, если обратиться по номеру 103 с вопросом о возможном отравлении.



Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
  • Комментарии
Загрузка комментариев...